Авианесущие и ударные экранопланы
Экраиоплаи-авиаиосец. В конце 50-х и начале 60-х годов английский специалист А. Педрик, работавший в области проектирования экраиопланов, предложил оригинальные аэродинамические схемы аппаратов. Одним из его патентов является проект экра — иоплаиа-авиаиосца, разработанный в конце І962 г.
Внося свое предложение, автор считал, что значительная скорость авианосца-экраноплана, близкая ко взлетно-посадочной скорости современных боевых самолетов (200—300 км/ч), позволит существенно облегчить выполнение взлета и посадки самолетов на палубу этого авианосца. Кроме того, отсутствие качки экраноплаиа-авиаиосца на расчетном режиме околоэкраииого полета будет способствовать повышению мореходности подобного корабля, а следовательно, и эффективному использованию оружия в условиях волнения. Автор предложения отмечает такое преимущество корабля, как его неуязвимость под воздействием минно-торпедного оружия.
Разработанный А. Педриком экраиоплан-авианосец предназначен для базирования 20—30 легких боевых самолетов (по-видимому, истребителей и истребителей-штурмовиков). ЭкраноплЗн выполнен по схеме «летающее крыло» с тонкими концевыми шайбами (рнс. 100). В носу на верхней палубе расположена хорошо обтекаемая надстройка с боевыми постами управления кораблем и оружием (самолетами). Хвостовое оперение включает два развитых вертикальных киля с воздушными рулями направления.
Энергетическая установка корабля состоит из десяти газотурбинных двигателей, размещенных в кормовой части корпуса.
Воздухозаборники турбин, предназначенные для отсоса воздуха, в целях повышения несущих свойств корпуса-крыла расположены на верхней палубе. Для движения авианосца в водоизме — щающем режиме предусмотрены два гребных винта.
Авиационные технические средства включают обширный одноярусный ангар, занимающий большую часть корпуса корабля, и три самолетоподъемника, два из которых подают самолеты из ангара на палубу и один убирает их после посадки.
Рис. 100. Схема экраноплана-авианосца А. Педрика (проект). / — кормовой саыолетоподъемник, 2 — аэрофинишер; 3 — носовой самолетоподъемник. 4 — катапульта, 5 — надстройка («остров») с боевыми постами, б —ангар с самолетами; 7 — энергетическая установка. |
Предполагается, что взлет самолеты будут осуществлять, как правило, с помощью двух катапульт, для посадки предусмотрен аэрофинишер.
Помимо экраиоплана-авнаносца Педрика известен проект подобного корабля американца Д. Уорнера, который предложил его еще в 1939 г., руководствуясь приблизительно теми же соображениями, что и английский специалист.
Экраноплан-ракетоносец. Проект 300-тоииого экраиоплана — ракетоиосца разработай фирмой «Груммаи» в 1966 г. на базе ряда исследовательских работ в области создания кораблей с динамическими принципами движения. Из рис. 101 видно, что эк-
раиоплан выполнен по схеме «летающее крыло». Корабль отличается изменяемой в полете геометрией крыла. Это достигается за счет особой конструкции шайб-поплавков. Последние с помощью специального привода могут отгибаться вверх и занимать оптимальное положение в зависимости от условий полета (высоты полета, состояния моря и т. д.). Опыт создания подобных устройств фирма приобрела в процессе разработки ряда проектов истребителей, в частности, истребителя типа F-111.
С целью снижения возмущения потока воздуха над крылом кабина экипажа экраиоплаиа установлена на обтекаемых стой-
Рнс. 101. Схема экраноплана-ракетоносца фирмы «Грумман» (проект). I — боевая рубка; 2 — воздухозаборное сопло стартовых двигателей; 3 — маршевый двигатель; 4 — закрылок, 5 — отгибающиеся боковые шайбы (скеги); 6 — крышки люков пусковых установок ракетного комплекса. |
ках. Крыло заканчивается мощным закрылком, используемым, по-видимому, в системе старта для создания статической воздушной подушки. Маршевые двигатели установлены на высоких пилонах над крылом; иа них же смонтированы и рули направления.
Одной из особенностей корабля является то, что воздухозаборники стартовых двигателей расположены иа верхней палубе; при полете иа расчетном режиме они закрываются специальными крышками.
Вооружение корабля состоит из ракет, по-видимому, класса «корабль — корабль» или универсальных ЗУР. Их пусковые установки скрыты в крыле, и пуск ракет производится через люки, открываемые в момент пуска. В крыле размещены и погреба боезапаса.
§ 16. Противолодочные экранопланы
RAM-І. Фирма «Рисерч Аффайлейтс Интериарейтс», оргаиизо — ваииая в 1961 г., выполняет для ВМС США опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по созданию КВП и экранопланов. Фирма широко практикует строительство моделей и опытных образцов кораблей, а также привлекает другие американские фирмы в качестве контрагентов.
В последнее время фирмой под руководством В. Даигема разработаны два проекта боевых кораблей-экранопланов RAM-І и RAM-2, которые весьма сильно различаются по своему назначению и основным характеристикам. Одна из особенностей обоих вариантов экраноплана фирмы — возможность использования их для полетов на значительной высоте от земли (более 2000 м).
Противолодочный экраиоплаи RAM-І предназначен для поиска, обнаружения и поражения подводных лодок; ои может быть также использован для переброски грузов и десанта.
Аппарат при полной массе около 80—90 т выполнен по схеме «летающее крыло» с двумя весьма развитыми консолями для обеспечения высоких значений аэродинамического качества и нужных характеристик поперечной устойчивости.
Вооружение корабля состоит из новых средств обнаружения подводных лодок и их поражения (общей массой около 11 т). Все вооружение катера размещено в основном крыле в помещениях объемом около 85 м3.
Энергетическая установка аппарата состоит из двух или четырех двигателей, размещенных в консолях крыльев. Их мощность превышает 8000 л. с., что обеспечивает кораблю скорость полета 185—240 км/ч; поисковая скорость составляет около 93 км/ч, т. е. приблизительно в два раза превышает ее значение у современных зарубежных противолодочных кораблей. Запасы топлива обеспечивают аппарату дальность полета около 3000 км при скорости 160 км/ч.
Катер оборудован стартовым устройством, включающим образование статической воздушной подушки по сопловой схеме. Кроме того, кормовые сопла могут быть направлены вниз для образования струйного закрылка, что также должно способствовать повышению несущих свойств крыла при выполнении экраио — плаиом взлетно-посадочных операций. Наконец, в системе старта предусмотрено и специальное устройство для обдува верхней поверхности крыла. Как известно, благодаря этому затягивается момент срыва набегающего потока воздуха.
По мнению автора проекта, отличительная особенность аппарата— возможность эффективно использовать указанную систему старта на режимах полета экраиоплаиа, в том числе и в свободном полете в отрыве от экрана.
Высота полета RAM-І при полной нагрузке составляет 0,6 м. При этом расходуется 1500 л. с. на образование подушки и
500 л. с. для движения корабля. До высоты полета Л=1,8 м вся подъемная сила создается за счет динамической воздушной подушки; иа высоте более 8 м полет происходит в самолетном режиме.
Максимальная высота полета корабля составляет около 2200 м, иа крейсерской скорости— 1000 м. RAM-І обладает весьма высокой скороподъемностью, достигающей 150—300 м/мии. При взлете корабль может преодолеть препятствие высотой около 17 м иа расстоянии 115 м от места старта; для посадки экраиоплаиа необходима акватория около 85 м.
Рис. 102. Атака противолодочными экранопланами RAM-1 * подводных лодок противника. |
Стабилизация полета корабля как вблизи экрана, так и за пределами его влияния обеспечивается правильно выбранной аэродинамической компоновкой экраиоплаиа, одиако ои оборудован также и автоматической системой подвижных реактивных сопл и закрылков. Для смягчения перегрузок при посадке аппарат сиабжеи специальными надувными емкостями.
На рис. 102 изображен момент преследования экраиоплаиами типа RAM-І подводной лодки противника.
«Лоубой». Известная американская авиационная фирма «Боинг» в конце 60-х годов вела интенсивные работы по созданию противолодочного экраиоплаиа, получившего название «Лоубой». Этот экраиоплаи был включен в перечень перспективных средств борьбы с современными подводными лодками иа открытых морских и океанских просторах. Считается, что в случае создания
НО
соответствующих средств поиска и поражения лодок ои может оказаться эффективным средством противолодочной обороиы.
Экраиоплаи «Лоубой» выполнен по чисто самолетной схеме. Он напоминает современный транспортный самолет с низко расположенным крылом (рис. 103). Экраиоплаи ие обладает достаточной мореходностью и по аэродинамической и конструктивной компоновкам предназначен для базирования лишь иа береговых базах. Эта особенность отличает его от всех других зарубежных экраиоплаиов. Поэтому н к рассматриваемым здесь кораблям-экраиоплаиам ои может быть отиесеи лишь условно.
При полной массе 125 г масса противолодочного вооружения экраиоплаиа, включая новейшую поисковую аппаратуру и средства поражения лодок, составляет 6,8 т. Состав вооружения мо-
Рис 103. Противолодочный экраноплан «Лоубой». |
жет быть увеличен за счет соответствующего сокращения запасов топлива.
Одной из особенностей экраиоплаиа является его крыло с необычно большим для подобных аппаратов удлинением. В то время как все остальные зарубежные экраиоплаиы (исключая аппараты X. Вейлаида) имеют крылья с Х = 1-1-3, на рассматриваемом аппарате удлинение крыльев равно Х= 12, т. е. существенно больше, чем удлинение крыльев современных транспортных самолетов (= 8-н 10). Очевидно, удлинением крыла аппарата автор проекта стремился добиться дальнейшего повышения его аэродинамического качества, а следовательно, и дальности полета (или массы вооружения).
Другая особенность аппарата, также отличающая его от всех известных экраиоплаиов, заключается в том, что иа крыле отсутствуют концевые шайбы, как известно, резко повышающие аэродинамическое качество крыла при его движении вблизи экрана (в 2—3 раза).
Площадь крыла экраиоплаиа составляет 220 м2. Таким образом, удельное давление иа единицу площади крыла равно около 568 кге/м2 и, следовательно, находится иа уровне его значений у современных зарубежных бомбардировщиков. Размеры крыла,
в частности его размах (52 м) и удлинение, выбраны из условия обеспечения полета экраноплана над поверхностью моря при высоте воли до 4 м. Для реализации максимально возможных несущих способностей крыла высота полета над гребнем воли предусмотрена всего 0,9 м.
Энергетическая установка экраноплана включает 4 турбовентиляторных двигателя с высокой степенью двухкоитуриости, которые, по мнению специалистов фирмы, наиболее подходят для подобных аппаратов с умеренными скоростями полета. Двигатели обеспечивают экраиоплаиу крейсерскую скорость иа расчетном режиме околоэкраиного полета 296—390 км/ч.
Запасы топлива составляют 65,6 т (52,5% от полной массы); они обеспечивают дальность полета экраноплана около 12 300 км и продолжительность полета 36 ч. В качестве стартовых (взлетных) двигателей, а также для повышения скорости полета и полета за пределами влияния земли на экраиоплаие предусмотрены дополнительные турбовентиляторные двухкоитуриые двигатели, размещенные в его крыле.